Воспоминания (Memories, Memorîzu)
Япония, 1995
Продолжительность: 113 минут
Изображение: Цветное
Язык: Японский
Жанр: Анимация, Фантастика, Фэнтези
Краткое содержание:
Отомо Кацухиро, один из известнейших режиссёров аниме, в 1995 году решает экранизировать несколько своих старых сюжетов и создаёт аниме-трилогию "Воспоминания". Сам Отомо стал режиссёром лишь третьей новеллы, оставив первую Моримото Кодзи (в создании новеллы также принял участие Кон Сатоси), а вторую – Окамуре Тэнсаю. Все три новеллы, составляющие трилогию, различны по графике и сюжетно не связаны между собой.
Первая часть, "Магнитная роза", является классическим триллером в футуристических декорациях. Интернациональная команда звездолёта получает сигнал SOS. с планеты, состоящей из обломков космических кораблей. На разведку отправляются два члена экипажа, ещё не знающие, что сражаться им придётся не с инопланетными монстрами, а с собственной памятью.
Жанр второй новеллы ("Вонючая бомба") можно определить как "чёрная комедия". Один из сотрудников городской лаборатории, где проводятся секретные химические эксперименты, путает лекарство от простуды с капсулами вещества, заказанного министерством обороны, и принимает его, надеясь вылечить одолевающий его насморк. Насморк не проходит, однако вокруг почему-то начинают умирать люди, вследствие чего вся страна готовится к эвакуации.
Антиутопическая новелла "Пушечное мясо" рассказывает историю мальчика, живущего в городе-пушке, находящемся в состоянии перманентной войны с невидимым и скорее всего фантомным врагом – "блуждающим городом". Мальчик встаёт утром, проживает бесполезный день и ложится спать. По радио сообщают, что за день городом было произведено несколько десятков выстрелов по врагу... Стилистически "Пушечное мясо" представляет собой нечто среднее между немецким экспрессионизмом, советскими агитационными плакатами про пожарных и милицАнеров и конструктивистскими почеркушками Владимира Маяковского "про буржуев и попов".
В данном случае вряд ли имеет смысл искать между тремя новеллами некую концептуальную связь. Возможно, единственным моментом, объединяющим сюжеты, является авторская позиция – художники в равной степени скептично настроены как по отношению к наследию прошлого, так и по отношению к возможности построения "светлого будущего". Отдавая должное изобретательности сценариев и яркости персонажей всех трёх новелл, рассматривать фильм следует в первую очередь как демонстрацию возможностей японской анимации. Возможностей, которые, если судить по фильму, безграничны.